ПРОГРАММА
Элективного курса по математике
"Задачи повышенной сложности"
для учащихся 9 класса
Составитель:
Выкочко Светлана Николаевна,
учитель математики
МОУ "Гимназия"
Пояснительная записка.
Программа элективного курса математики своим содержанием
сможет привлечь внимание учащихся, которым интересна математика и которые
собираются поступать в профильный физико-математический класс.
Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышения
уровня математической подготовки через решение большого класса задач.
Стоит отметить, что навыки в решении задачи методом математической индукции,
решении уравнений и неравенств, содержащих модуль или параметр, построение
графиков элементарных функций, содержащих модуль, совершенно необходимы
любому ученику, желающему хорошо подготовиться к поступлению в профильные
классы. А умение создавать презентации очень важно в современном мире.
При создании презентаций обращается внимание учащихся на соблюдение требований
безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии
и личной гигиены.
Материал данного курса содержит "нестандартные" методы, которые
позволяют более эффективно решать широкий класс задач. Наряду с основной
задачей обучения математики - обеспечение прочного овладения учащимися
системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование
интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей,
ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего
обучения.
Цели курса.
- помочь повысить уровень понимания и практической подготовки
в таких вопросах, как:
а) решение задач методом математической индукции;
б) преобразовывать выражения, содержащие модуль;
в) решать уравнения, содержащие модуль;
г) построение графиков функций, содержащих модуль;
д) решать уравнения, содержащие параметр;
е) создание презентации
-создать в совокупности с основными разделами курса базу развития способностей
школьника;
- помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности
овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса.
-научить учащихся доказывать тождества, упрощать выражения методом математической
индукции;
- научить учащихся решать уравнения и неравенства, содержащие переменную
под знаком модуля;
-научить строить графики, содержащие модуль;
- научить решать уравнения, содержащие параметр;
-научить создавать презентации, свободно пользоваться компьютером
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной
перспективы.
Программа состоит из 2 разделов.
I - Нестандартные задачи
II - Школа создания презентации.
Виды работ.
1. Практические, семинарские занятия.
2. Сообщения, доклады учащихся.
3. Создание презентации.
Программа.
Введение.
1. Нестандартные задачи и способы их решения.
- Метод математической индукции.
- Модуль. Преобразование выражений, содержащих модуль.
Решение уравнений и неравенств, содержащих модуль
- Функции и их графики. Графики функций, содержащих переменную
под знаком модуля.
- Уравнения с параметром.
2. Школа создания презентаций.
- Презентация. Шаблоны оформления.
- Анимации.
- Гиперссылки.
Создание презентации. ( Зачетное задание по разделу I)
Учебно- тематический план
№ п./п. Раздел Количество
часов
Решение нестандартных задач. 24
1 Метод математической индукции 1
2 Применение метода к доказательству тождеств, неравенств 3
3 Модуль действительного числа. Свойства модуля. 1
4 Преобразование выражений, содержащих модуль 1
5 Линейные уравнения, содержащие переменную под знаком модуль. 2
6 Квадратные уравнения или уравнения к ним сводящиеся, содержащие переменную
под знаком модуль. 3
7 Решение неравенств, содержащих переменную под знаком модуль. 2
8 Графики функций, содержащие модуль. 2
9 Модуль в экзаменационных заданиях, в заданиях единого государственного
экзамена 2
10 Алгебраические задачи с параметром 1
11 Линейные уравнения и уравнения, приводимые к линейным с параметром.
2
12 Квадратные уравнения и уравнения, приводимые к квадратным, содержащие
параметр. 2
13 Линейные неравенства и неравенства, приводимые к ним, содержащие параметр
2
Школа создания презентаций 10
14 Презентации. Шаблоны оформления. 1
15 Анимации 2
16 Гиперссылки 2
17 Создание презентации о себе. 1
18 Создание презентации по теме "Решение нестандартных задач".
3
19 Защита презентаций. 1
Литература:
1. Программа для школ (классов) с углубленным теоретическим
и практическим изучением математики ("Математика в школе № 3,1990
г.)
2. Никольская И.П. "Факультативный курс по математике".
3. К. Петров "Сборник задач по алгебре" М. Просвещение, 1987
г.
4. Вавилов В.В., Мельников И.И. и др. "Задачи по математике. Алгебра.
Справочное пособие", М. Наука,1987 г.
5. "Математика. Методы решения задач с параметрами" (Методичка,
В.И. Горбачев 1994 г.)
6. Болтянский В.Г., Сидоров Ю.В. и др. "Лекции и задачи по элементарной
математике", М.,Наука, 1971 г.
7. М.К. Потапов, С. Н. Олехник и др. "Конкурсные задачи по математике",
М. АО "Столетие",1995 г.
8. М. Н. Кочагина, В.В. Кочагин . Математика 9 класс. Подготовка к "
малому ЕГЭ". М.,Эксмо, 2008 г.
|